Чему надо учить детей
Чему надо учить детей
Для любого ребёнка, возраст 5-6 лет - один из самых интересных. В этот период начинает проявляться личность ребёнка, он формируется как индивидуум, у него появляется множество особенностей, делающих его особенным, неповторимым. Он больше не беспомощный комочек, который не в состоянии самостоятельно дойти до горшка, теперь это маленький исследователь, величайший в мире почемучка и скоро ему предстоит идти в школу. Поэтому многие родители задаются вопросом о том, как поддержать ребёнка в его развитии, направить его интеллектуальный рост в нужное русло, помочь ему скорее начать познавать мир и стать умнее? Ведь не сажать же его за учебники, он ещё слишком мал. Для каких упражнений он уже достаточно умён, с чего можно начать подготовку к школе? Чтение. Что ж, в таком возрасте уже вполне можно начинать заниматься с ребёнком чтением. Торопиться не надо, но читающий по слогам дошколёнок - это обычное дело. Разных игр, помогающих ребёнку с этим, сегодня очень много. Выучить алфавит ребёнок сможет даже без вашей помощи, если у него будет коврик с азбукой, где каждая буква будет произноситься при нажатии. Дети любят взаимодействовать с миром и получать реакцию, в каждом карапузе сидит кропотливый исследователь, тщательно тестирующий Вселенную, выискивая в ней закономерности. Так что вполне можно ожидать, что говорящая азбука понравится ребёнку, и он будет проводить с ней какое-то время, постепенно узнавая, как звучит какая буква. Только убедитесь, что купили качественную азбуку. Интернет полон видеороликов с головоломными азбуками, обычно китайского производства, где все буквы перепутаны, а некоторые так и вовсе не существующие. Протестируйте игрушку вместе с ребёнком, прежде чем оставить его наедине с ней. Объясните ему принцип её действия, а дальше он справится и без вас.
Когда буквы изучены, можно переходить к составлению из них слов. Тут нам отлично помогут кубики с буквами и детские книжки-перевёртыши с частями животных и их названиями. Следующий этап - чтение коротких детских рассказов и предложений, изучение "настоящей", школьной азбуки. Логическое мышление. Не стоит, конечно, требовать от ребёнка разрешения философских парадоксов, но и для детей есть задачки на развитие логики. Самый традиционный способ обучения логике - задачи типа "найди лишнее", которые учат ребёнка объединять предметы по какому-то одному принципу и находить тот, что под этот принцип не подходит. Также хороши пазлы, но не забывайте, опять же, о возрасте. Это должны быть специальные, крупные пазлы с небольшим количеством деталек. Когда ребёнку они покажутся слишком простыми, начните покупать ему чуть более сложные. Устный счёт. Отнюдь немаловажный навык, который также пригодится и в школе. Купите ребёнку счёты. Такие, как лежали на прилавках в советских магазинах, только детские, красочные и лёгкие. Учитесь с ребёнком считать, двигая косточки, дети очень любят счёты, отчасти ещё и потому, что из них выходит отличная погремушка. Потом объясните ребёнку, как выглядят числа. Помогут нам в этом старые добрые кубики, только на этот раз не с буквами, а с цифрами. Запомнить числа ребёнку будет проще, если объяснения будут даваться в виде стишка или песенки, такие легко найти в интернете, выберите то, что вам придётся наиболее по душе. Память. Развитие памяти достигается запоминанием и вспоминанием стихотворений. Детских весёлых стишков есть огромное множество, они очень любят их, как и всякие прочие песенки и считалки. Чаще читайте вместе с ребёнком какой-нибудь стишок, пока он полностью не выучит его. Потом можно приступать к новому. Ещё одной хорошей игрой на развитие памяти является "Пропавшая вещь". Взрослый выбирает пять разных вещей (это могут быть: тапочек, юла, мышка от компьютера, плюшевый медведь, тремпель, что угодно), после чего показывает их ребёнку. Ребёнок запоминает вещи. Потом взрослый прячет их в комнате так, чтобы они лежали на виду, но в необычных местах (тапочек на люстре, мышка от компьютера на подушке дивана, юла на телевизоре и т.д.), а задача ребёнка - найти их. Таким образом, от малыша требуется не только быть внимательным во время поиска, но также помнить, какие изначально были предметы и сколько их. Это упражнение, отлично развивает и внимание, и память.
Мелкая моторика. Нашему эволюционному развитию мы обязаны, прежде всего, своим замечательным и удобным, ловким рукам. Корреляция между мелкой моторикой ребёнка и его умственным развитием была установлена ещё очень давно. Упражняйтесь с ребёнком, играя с ним во что-нибудь, где ему придётся взаимодействовать с мелкими предметами, двигать пальчиками или обводить что-то на бумаге карандашом. Отличными способами развития моторики являются лепка из теста и сбор мозаики из крупы, картинок из макарон, бус из попкорна и тому подобных поделок.
Внимание. В школе ребёнку потребуется удерживать довольно долго внимание на одном предмете - своём учителе. Лучше поучить его концентрации и сосредоточению ещё до того, как они понадобятся ему уже в больших объёмах. Старая добрая игра "живое-неживое" или "съедобное-несъедобное", знакомая каждому из нас с раннего детства, хорошо развивает внимание. Ещё можно играть в вопросы. Объясните ребёнку, что сейчас вы будете читать текст, но он не должен отвечать ни на один вопрос из него. Затем читайте рассказ, постоянно спрашивая что-то у ребёнка. Он проиграет, как только забудет, что пообещал не отвечать. Самое главное в этом возрасте, на этом этапе воспитания и образования, не преподносить всю эту подготовку к школе, как некие тренировки перед суровым жизненным испытанием. Можно вообще не посвящать ребёнка в то, что он к чему-то там готовится. Нужно просто преподносить все эти упражнения в виде игры, не давить на него, не заставлять заниматься, когда ему этого не хочется. Напротив, лучше всего будет упражняться с ним, когда он сам прибежит к вам с какой-нибудь развивающей игрушкой и просьбой поиграть с ним в слова, счёты или что угодно ещё. Ваша цель - не беглое чтение, умножение в уме и развитие железной логики. Куда важнее не привить ребёнку отвращение к образованию, которое часто возникает тогда, когда вместо естественного желания ребёнка познать мир появляется взрослое и противное "надо". Оберегайте своего ребёнка от этого самого "надо" как можно дольше. И однажды, быть может, он станет настоящим учёным - редким человеком, не растерявшим природного любопытства, инстинкта исследователя и невероятной жажды знаний. Качеств, в огромных количествах заложенных в нас с детства.