Работоспособность и соблюдение режима дня. Все хорошо вовремя.
Работоспособность и соблюдение режима дня. Все хорошо вовремя.
Режим дня старшего дошкольника и будущего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на "сов", "жаворонков", "голубей". В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Пик работоспособности |
||
"Жаворонок" |
Рано просыпается, рано ложится спать. |
9-10 часов утра, |
"Сова" |
Встает позже, очень активен вечером. |
11-12 часов утра, |
"Голубь" |
Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно. |
10-12 часов утра, |
Независимо от индивидуальных биоритмов ребенок вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.
Советы для родителей. Как помочь ребенку проснуться
1. Отличное средство быстро проснуться - физические упражнения. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка.
2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра - один короткий мультфильм, ребенок не должен есть и одеваться перед телевизором.
3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати - потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.
4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.
Для этого:
· пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
· время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
· обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
· учитывайте, что потребность в сне у ребенка 6-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов;
5. Работоспособность детей к школе меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, дети работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются, а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
6. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т.е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.