+7
684000, Камчатский край, г. Елизово,       пер. Радужный 5

Семинар для педагогов "Конвенция о правах ребенка"


Семинар для педагогов "Конвенция о правах ребенка"

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ

  • Эмоционально-психологический настрой участников семинара

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой, прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будь ты строгой,

И сердца нежного ростки

Рукою жесткою не трогай.

Доверчивы глаза детей,

И ангелы хранят их души,

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катится слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце свое открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

  • Тема семинара «Конвенция о правах ребенка». Надеемся, что выбранная тема будет интересна и в дальнейшем может использована в работе с родителями и детьми.

Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать права ребенка, соблюдать и защищать их от посягательств, противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем генофонд нации?

Ученые полагают, что библейский миф об изгнании Адама и Евы из рая отражает отчуждение человека от природы. Оказавшись вне природной гармонии, человек утратил биологическую полноценность и стал нарушать инстинктивные запреты. Например, в природе действует запрет на внутривидовое истребление животные одного вида не охотятся друг на друга («Ворон ворону глаз не выклюет».). Человек нарушил этот запрет и стал убивать себе подобных.

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.

И в тоже время это период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых - родителей и педагогов.

Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.     

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так.

В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них. Декларация была одобрена в 1924 году Ассамблеей Лиги Наций и получила название Женевской. "Быть объектом особой заботы и помощи со стороны общества и государства», - такое отношение к детям провозгласила «Всеобщая декларация прав человека", принятая ООН 10 декабря 1948 года. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает новую Декларацию прав ребенка, содержащую 10 принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

По Декларации ребенок имеет право:

•на имя;
•на гражданство;
•любовь;
•понимание;
•материальное обеспечение;
•социальную защиту;
•образование;
•возможность развиваться физически, нравственно, умственно и духовно в условиях свободы и достоинства;
•помощь и защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
•на отдых и досуг.

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей и обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

В России ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июдя 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

Зачем была нужна конвенция?

  • Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.
  • Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.
  • Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.
  • Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.

Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.

Все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.

Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребенка?» - обратимся непосредственно к тексту Конвенции.

Первая часть конвенции:

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, право знать своих родителей, право на работу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести, религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и воин.

Вторая часть Конвенции:

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции:

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции

Основные статьи рассмотрим подробней.

Ст. 1 Ребенком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста

Ст. 2 Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку "расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств".

Ст. З Во всех решениях или действиях, которые затрагивают ребенка или детей как группу, в первую очередь необходимо учитывать наилучшие интересы ребенка. Это остается справедливым, независимо от того, принимаются ли решения правительственными, административными или судебными властями, либо семьей.

Ст.4 Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.

Ст. 5 и 18 Главными защитниками ребенка являются, прежде всего, родители. Именно на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Ст. 6 Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психосоциальное, познавательное и культурное. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Ст.7,8 Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Ст.9 Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Ст.10 и 22 Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй. Дети-беженцы имеют право на особую защиту.

Ст. 11 Вывозить детей из страны нелегально запрещено.

Ст. 12 Детям необходимо давать возможность участвовать в решении всех вопросов, касающихся их жизни, и обеспечивать свободу выражения их мнений. Они имеют право на то, чтобы к их мнению прислушивались и самым серьезным образом принимали его во внимание.

Ст. 13 и 17 Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.

Ст. 14 и 15 Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях, если только это не нарушает общественную безопасность и порядок.

Ст.16. Каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ст.18

Ст.19 Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а так же помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

  1. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!». Вряд ли ребенок поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители. Обычно после физического наказания ребенок ведет себя по- другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие бесполезно.
  2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
  3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Ребенка лишают тепла и внимания.

(Подводятся итоги по анкетам для родителей и по интервью детей подготовительных групп)

Анкета для родителей

Цель: определение проблем, связанных с воспитанием детей в семьях

  1. Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей?

а)      да;

б)      нет.

  1. Удовлетворены ли воспитанием, данным вам родителями?

а)      да;

б)      нет;

в)      не совсем.

  1. Хотели бы вы воспитывать своих детей так, как воспитывали вас?

а)      да;

б)      нет.

  1. Какой из методов воспитания вы применяете?

а)      только поощрение;

б)      частое порицание;

в)      метод «кнута и пряника».

  1. Допускаете ли вы применение физического наказания (шлепнуть, встряхнуть)?

а)      да;

б)      нет.

  1. Вы считаете метод физического наказания перспективным?

а)      да;

б)      нет.

 

 

Интервью детей по вопросам:

  • Наказывают ли вас родители? За что?
  • Какое наказание запомнилось?
  • Как вы думаете, справедливо ли вас наказали?
  • Если бы вы были мамой, папой, наказывали бы своих детей?
  • Хвалят ли родители вас?
  • Какой вид похвалы больше нравится: поцелуй, добрые слова или подарок?

 

Ст. 20

Ст. 21 Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям, которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Ст.22 Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Ст.23 Дети с ограниченными возможностям имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

 

Ст. 24 Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.



Ст. 25 В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Соблюдение права каждого ребенка на охрану здоровья предполагает выполнение системы оздоровительных мероприятий (режим, питание, закаливание, физическая культура и т.д.) В дошкольном образовательном учреждении режим дня осуществляется полностью. Чего не скажешь о домашнем режиме во многих семьях. Из практики наверно замечено, что отсутствие режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: наблюдается повышенная утомляемость, вялость, или, напротив, чрезмерная возбудимость. Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, несмотря на объективные трудности, ухудшение качества питания в ДОУ и в семье недопустимо. Мероприятия по закаливанию и укреплению здоровья детей в ДОУ и в семье должно всегда соблюдаться.

Ст. 26 Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Ст.27 Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Ст.28 и 29 Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее - доступным для всех детей. В школах должны соблюдать права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.

Ст. 30 Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком.

Ст. 31 Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют  их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.

Ст. 32 Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Ст. 33 Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить использования детей в производстве и торговле наркотиками.

Ст. 34, 35, 36 Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.        

 

Уважаемые педагоги, ответьте на вопросы:

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
  2. Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Чиполино» и др.)
  3. Какое право нарушено в этой сказке? («Золушка»)
  4. Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
  5. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
  6. Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
  7. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
  8. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность)

Все люди - маленькие и взрослые - имеют права, и никто не вправе их нарушать.

 Упражнение «Согрей птичку».

Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди... и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как это приято - о ком-то заботиться - и как это ответственно.

В жизни можно по-разному жить: в горе можно и в радости, вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать и, помышляя о чуде, рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям. (А. Вознесенский)

Помните: пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!

 

 

Сведения о ДОУ
Для вас, родители
Наши группы
Вход на сайт
Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930