Кабинет учителя-логопеда Петровой И.П.
Развивающая предметно-пространственная
среда логопедического кабинета
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Сухомлинский В.А.
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы,
на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,
чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю»
Сухомлинский В.А.
В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся, играя!»
Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно, и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня вторым домом и творческой мастерской.
Создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами, предполагает:
- во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
- во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
- в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.
Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого.
Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует.
И «невозможное возможно», когда малышу содействует и сопереживает его наставник.
Организовывая пространство своего кабинета, я руководствовалась следующими принципами:
- принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;
- принцип активности, творчества. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
- принцип динамичности развивающей среды, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;
- принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;
- принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.
Структура развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
Рабочая и методическая зона логопеда
Помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
Консультативная зона
Цель: методическая и практическая помощь работникам ДОУ, родителям по вопросам коррекции речи детей дошкольного возраста.
В ней размещены:
• Консультации и рекомендации
• Методический и практический материал.
Зона диагностики и зона индивидуальной работы
Цель: создание условий для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Здесь располагаются большое зеркало, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка), набор логопедических зондов и инструментов для постановки звуков, песочные часы и дидактический материалы, методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.
Зона развития диафрагмально-речевого дыхания
Цель: своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания и правильное развитие речевой функции.
Здесь имеются: дыхательные тренажеры, дудочки, мыльные пузыри, трубочки, бабочки, вертушки.
Зоны по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)
Зона формирования лексической стороны речи
Для формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря и т.д.
Зона формирования грамматического строя речи
Подобраны пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложные конструкции, пособия для формирования фразы.
Зона развития связной речи
Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов.
Зона по обучению грамоте
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Здесь содержатся азбуки, дидактические игры и пособия, логопедический уголок «Домик звуков».
Зона формирования слоговой структуры слова
Центр формирования слоговой структуры слова содержит наборы предметных картинок и картотека "Типы слоговой структуры слова" и т.д.
Зона коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи
Подобрана литература, картинный материал, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в словах, слогах, текстах.
Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
В ней находятся трафареты, шарики «Су-джок», шнуровки, прищепки, картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
Зона ТСО (технических средств обучения)
Цель: обеспечение коррекционно-образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества.
В ней имеется: компьютер, диски: «Интерактивные речевые игры», магнитофон, микрофон.
Зона игрового пространства
Цель: создание условий, позволяющих ребёнку расслабиться, отдохнуть, поиграть, побыть наедине с самим собой.
Эта зона оборудована кушеткой, конструктором, настенным баскетболом.
Поэтому такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А «сказочные» методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.