Игровая деятельность
Консультация для воспитателей
Игровая деятельность детей раннего возраста в период адаптации.
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательскую стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.
Выявлена четкая закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения (в группе, на улице), типа темперамента.
Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является вид темперамента ребенка. Вспоминаем виды темперамента:
сангвиник – живой, подвижный, легко переживающий неудачи и неприятности, быстро приспосабливается к новым условиям;
холерик – быстрый, порывистый, неуравновешенный, склонный к эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения;
флегматик – медлительный, спокойный, выдержанный;
меланхолик – раним, склонен к переживаниям, боязлив, тревожен.
Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: медленно одеваются, выполняют задания.
Игровое упражнение «Подбери игру по темпераменту»
Предлагаю перечень различных игр. Инструкция:
« Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники, галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком – для меланхоликов и точечкой – для холериков».
1. Игры-потешки (Сорока-ворона, «Ладушки»).
2. Подвижные игры.
3. Игра в мяч.
4. Раскрашивание картинок.
5. Веселые подвижные игры.
6. Танцы под веселую музыку.
7. Хороводы.
8. Игры с водой и песком.
9. Игры-эксперименты.
10.Пазлы.
11.Игра с кеглями.
12.Конструкторы.
13.Мозаика.
14.Лепка.
15.Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
16.Экспериментирование с красками.
17.Ритмичные танцы.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента
Тип темперамента |
Название игр |
Холерик |
Подвижные игры, игра с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы |
Сангвиник |
Веселые подвижные игры, танцы под веселую музыку, хороводы, игры с водой и песком |
Флегматик |
Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок. |
Меланхолик |
Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки» |
Итак, главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Преимущества игры перед другими средствами расслабления:
- Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
- Помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
- Помогает познать окружающий мир, развивать самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
- Развивает искусство общения;
- Помогает управлять своими чувствами;
- Дает возможность пережить массу эмоций.
В нашем дошкольном бюджетном образовательном учреждении «Детский сад № 22 «Веселинка»» работа с детьми проходит через реализацию адаптационной программы «В детский сад без слез», за основу, которой взята программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Цель этой работы – помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Составляющей основой являются разнообразные игры и упражнения, которые помогают детям справиться с напряженной стрессовой ситуацией в период привыкания. В этот момент очень важно помочь детям положительно реагировать друг на друга, сплотить коллектив.
Благодаря этим играм решаются задачи комплексного развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, речи, воображения, памяти;
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
Т.е. в задачи программы входят не только вопросы по преодолению дезадаптации, но и по развитию познавательных процессов ребенка. Ведь ранний возраст, как вы знаете, является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Например, если в период с 7-го по 21-й день жизни (наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоционально не общаться с ребенком, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с устойчивостью внимания на уроке, что повлияет на успеваемость в школе. Раннее и своевременное развитие тонкой моторики на втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.
Занятия проводятся сразу после прихода детей в детский сад (сентябрь – декабрь). Каждое занятие длительностью 10-20 минут по рекомендации автора повторяется несколько раз и проводится 2-3 раза в неделю, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правил игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения: знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Как правило, занятия начинаются с ритуала-приветствия, сюрпризного момента. На каждое новое занятие к детям «в гости» приходят разные сказочные персонажи.
Игрушки-забавы положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, сближает педагога и ребенка. Персонажи «знакомятся» с детьми. Т.е. активно используются речевые игры при знакомстве, для запоминания имен детей, создания положительного эмоционального микроклимата в группе, для развития выразительных средств общения.
Например: «А кто у нас есть?»
В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят
Все на стульчиках сидят
А у нас есть… Дети подсказывают: «Оля!»
Далее большое значение придается различным пальчиковым играм, ведь они напрямую связаны с развитием речи. Зона мозга, ответственная за мелкую моторику и зона мозга, ответственная за развитие речи находятся рядом. Если развивать одну, то и вторая будет развиваться, поэтому роль пальчиковых игр велика.
Сначала все упражнения на занятиях делаются медленно. Следим вместе с воспитателем, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно увеличить темп. «Рассказывание руками» маленьких стишков, потешек, сказок детям очень нравится.
Например: «Божья коровка»
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
«Мы лепили снежный ком», сказка «Приключение колобка» (баба замешивает тесто и печет колобка) и т.д.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. В отличие от взрослых дети во время сидения затрачивают больше усилий и производят значительную мышечную работу, так как еще учатся преодолению неустойчивого равновесия.
Сидение для них – акт статистического напряжения, а не отдыха, как у взрослых. Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. Вот почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Большое значение так же уделяется ползанию. Ползание помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия, т.е. способствует более полного раскрытия потенциала мозга. Совершенствуется зрительное восприятие.
Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле, далее о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Формируется возможность обозначения пространственных представлений словами, понимание и употребление предлогов и слов, понимание сложных речевых конструкций, пространственно-временных, причинно-следственных отношений и конструкции речи.
Ползание является профилактикой проблем с чтением и письмом в школе. Таким образом, можно видеть целые цепочки проблем, когда из одного следует другое. Если у ребенка двигательная сфера развита плохо, соответственно речевая сфера страдает. Если речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребенок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. И все постепенно нарастает, и уже к 9-10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать. Поэтому нейропсихологи в своей работе начинают с базовых упражнений, заново выстраивая двигательное развитие ребенка. На занятиях ребенок проживает все те этапы, которые он не прошел в своем нормальном развитии. У некоторых целые схемы, которые должны были запуститься на внутриутробном этапе, не запускаются. Поэтому в дальнейшем и проблемы в развитии.
При проведении занятий в качестве звукового фона используется классическая музыка, детские песни, шумы и звуки природного и социального окружения. Это хорошо снимает нервное напряжение, успокаивает ребенка.
Очень часто на занятиях используются хороводы.
Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки и классическая музыка. Так же игра на музыкальных инструментах. Годятся и погремушки, и гармошка, бубен, барабан.
Дети изображают тяжелые, медленные шаги медведя, быстрые прыжки зайчика, стук в дверь, шум дождя и т.п. Развивается образность слухового восприятия, слуховой памяти, воображения.
Для развития психических процессов используются игры, включающие в себе сенсорные представления: на цветы посадить бабочек того же цвета, собрать и разложить в корзины листья по цветам, выбрать предметы разной величины.
Используются также игры на развитие ощущений собственного тела, тактильных восприятий.
Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры-драматизации очень полезны, их можно использовать во всех формах работы. В игре снижается скованность, малыш раскрепощается, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных способностей, развивается фантазия, воображение.
Например, имитируя позу «кошечки», ребенок учится расслаблять те или иные мышцы. Его память воспроизводит «кошачьи» черты (малыш выгибает спинку, мяукает, ползает на коленях). Делаем такие же прыжки, как зайчик. Ходим вперевалочку, как медвежонок.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Как правило, это рисование или лепка.
Невозможно переоценить пользу от рисования пальчиками, как для психологического, так и физического развития ребенка. При помощи самостоятельного рисования, лепки из пластилина ребенок учится снимать отрицательные эмоции, обиды, тревоги и страхи.
Так же хорошо развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, представление о цвете. Это приятные ощущения при макании в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям. Во время лепки приятно мять, катать пластилин. Развивается воображение и образное мышление.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей не будут иметь ожидаемых результатов, без понимания и поддержки родителей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: показы занятий, консультации, папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду.
Вся проведенная работа дает хорошие результаты, и стала уже вполне традиционной для младших групп.