+7
684000, Камчатский край, г. Елизово,       пер. Радужный 5

Игры в период адаптации


Рекомендации для воспитателей

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обни­мает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку (игрушку), рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

                        Выдувание мыльных пузырей

      Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на тру­бочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удив­ленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

Примечание. Напрягать мышцы рта очень полезно для раз­вития речи.

Хоровод

      Ход   игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились. БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

      Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же дви­жения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

                         Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

                       Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Прячем мишку

     Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку боль­шую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам вос­питатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет вос­питателя, он перебегает и прячется в другом месте. В конце иг­ры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Солнышко и дождик

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края пло­щадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Мож­но идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присажива­ются за стульями. Игра повторяется.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, за­тем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время «поезд» опять отправляет­ся в путь.

Примечание. Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.

 

Хоровод с куклой

Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «пред­лагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мело­дию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).

Вариант: игра проводится с мишкой.

Догонялки

 

      Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспита­тель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму; кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Вариант: игра проводится с мишкой.

 

Солнечные зайчики

Ход    игры.  Воспитатель  зеркалом   пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра с собачкой

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

-Гав-гав!

- Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, «покормить». Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает»,  говорит ребенку «спасибо».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ре­бенка.

 

Собирание «сокровищ»

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокро­вища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокро­вище» и просит достать его из корзины.

 

                                                                           Делаем коллаж

     Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает кле­ем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и пе­редает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает ма­лышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы на­клеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любо­ваться.

 

Ловись, рыбка

Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.

После того как будут извлечены все пробки, взрослый счи­тает их («Вот сколько рыб мы поймали!»), и игра начинается сначала.

Примечание. Игра способствует развитию согласованности движений.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают со­гласованности и координации движений.

 

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку не­сколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

 

Игра с кистями рук

Ход игры. Выполняя движения, воспитатель просит ре­бенка повторять их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки ко­лечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем-«кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит свер­ху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,  воспитатель   создает  определенную  последователь-

ность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

* * *

Приведенные далее игры не только ободрят уравновешенно­го или развеселят плачущего ребенка, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабить­ся рассерженному, агрессивному ребенку.

 

Покатаемся на лошадке

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на воображаемую лошадку – стульчик или на лошадку-кочалку и говорит: «Маша едет на лошадке. (Далее произносит тихим голосом.) Нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка». (При этих словах взрослый сильнее раскачивает ребенка.)

Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем само­стоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

Примечание. Игра развивает речевую активность.

                                  

                                  Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листо­чек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок по­вторяет действия взрослого.

 

                                       Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок

   Ход   игры. На уровне лица ребенка подвешивается воз­душный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить дей­ствие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.

Примечание. Игра способствует развитию речевого аппа­рата.

 

Книжка-угадайка

Ход игры. Воспитатель наклеивает в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезает на несколько горизонтальных полосок начиная с лево­го края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старает­ся догадаться, что изображено на картинке.

Примечание. Игра развивает воображение и логическое мышление.

                                    

                                        Забава с увеличительным стеклом

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку тра­винку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмот­реть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.

Примечание. Игра развивает наблюдательность.

 

Прогулки по очертаниям разных фигур

Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля».

Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.

Примечание. Игра способствует развитию представлений о предметах.

 

Вместе с мишкой

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой (игрушкой) и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие ма­нипуляции.

Примечание. Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

 

                                                         Игра с куклой

        Ход   игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мяг­кую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накор­мить и т. д.

 

Собираем игрушки

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать раз­бросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малы­шом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в короб­ку. Затем дайте ребенку другую игрушку и попросите самостоя­тельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде:

Мы игрушки собираем,

Мы игрушки собираем!

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

                         Их на место убираем.

Передай колокольчик

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в коло­кольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в коло­кольчик. Таня, иди возьми колокольчик».

Девочка становится на место взрослого, звонит в колоколь­чик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитате­лем ходят по кругу. Один ребенок - «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»).

Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

 

Позови

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассмат­ривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребен­ка и предлагает поиграть - покатать мяч друг другу. Затем гово­рит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позо­ви». Мальчик зовет: «Вова, иди играть».

После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Примечание. Сгладить адаптационный период помогут фи­зические упражнения и игры, которые можно проводить по не­скольку раз в день. Также следует создавать условия для самостоя­тельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

 

                                                                               Мяч в кругу

      Ход   игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как от­талкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Все дальше и выше

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некото­ром расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

 

Бегом к дереву

Ход игры. В двух-трех местах участка - к дереву, к две­ри, к скамейке - привязаны цветные ленты. Воспитатель гово­рит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отме­ченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он до­стигнет места назначения.

Еле-еле, еле-еле

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, дер­жась за руки. Воспитатель говорит или поет:

                                              Еле-еле, еле-еле

                                              Завертелись карусели,

                                              А потом, а потом

                                              Все бегом, бегом, бегом!

                                                    Тише, тише, не бегите,

                                                    Карусель остановите.

                                                    Раз и два, раз и два,

                                                    Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

 

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком рас­стоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с рас­становкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

Мяч

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой.

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!

После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Огуречик-огуречик...

Ход игры. На одном конце площадки - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.

Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

 

 

ПОС
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Для вас, родители
Наши группы
Календарь
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Вход на сайт