Кабинет учителя-логопеда Петровой И.П.
Развивающая предметно-пространственная
среда логопедического кабинета.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Сухомлинский В.А.
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы,
на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,
чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю»
Сухомлинский В.А.
В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся, играя!»
Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно, и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня вторым домом и творческой мастерской.
Создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами, предполагает:
- во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
- во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
- в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.
Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И «невозможное возможно», когда малышу содействует и сопереживает его наставник.
Организовывая пространство своего кабинета, я руководствовалась следующими принципами:
- принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;
- принцип активности, творчества. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
- принцип динамичности развивающей среды, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;
- принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;
- принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:
- Рабочая зона логопеда.
Помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
- Консультативная зона.
Цель: методическая и практическая помощь работникам ДОУ, родителям по вопросам коррекции речи детей дошкольного возраста.
В ней размещены:
• Консультации и рекомендации
• Методический и практический материал.
- Зона диагностики и зона индивидуальной работы.
Цель: создание условий для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Здесь располагаются большое зеркало, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка), набор логопедических зондов и инструментов для постановки звуков, песочные часы и дидактический материалы, методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.
- Зона развития диафрагмально-речевого дыхания.
Цель: своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания и правильное развитие речевой функции.
Здесь имеются: дыхательные тренажеры, дудочки, мыльные пузыри, трубочки, бабочки, вертушки.
- Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)
- : Обогащение словарного запаса, воспитание навыков словообразования и словоизменения, совершенствование грамматического оформления речи, развитие навыков построения связного высказывания.
Здесь содержатся рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по лексическим темам, дидактические игры.
- Зона по обучению грамоте.
- : формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Здесь содержатся азбуки, дидактические игры и пособия, логопедический уголок «Домик звуков».
- Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса.
- : развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
В ней находятся трафареты, шарики «Су-джок», шнуровки, прищепки, картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения.
- Зона ТСО (технических средств обучения).
Цель: обеспечение коррекционно-образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества.
В ней имеется: компьютер, диски: «Интерактивные речевые игры», магнитофон, микрофон.
- Зона оздоровительно-развивающей коррекции
Она оснащена раковиной, детским мылом, бумажным полотенцем, полотенцами, зеркалом.
- Зона «Логопедических правил»
Представлена колонной с изображением основных правил поведения в логопедическом кабинете.
«Выполняй домашние задание»
«Не держи руки возле рта»
«Внимательно слушайте логопеда»
«Держи спину ровно»
«Не качайся на стуле»
- Зона игрового пространства.
Цель: создание условий, позволяющих ребёнку расслабиться, отдохнуть, поиграть, побыть наедине с самим собой.
Эта зона оборудована кушеткой, конструктором, настенным баскетболом.
Поэтому такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А «сказочные» методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.