Конспект занятие по ФЭМП в средней группе
«Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»
Образовательная область: познавательное развитие
Цели: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
I. Образовательная:
- Закрепить название геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.)
-Закрепить количественный счет в пределах 5
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, вправо, влево)
- Закреплять умение сравнивать группы предметов и отвечать на вопросы (Сколько? Чего меньше, чего больше?)
II. Развивающая:
-развивать речь, логическое мышление, наблюдательность.
III. Воспитательная:
-воспитывать стремление оказывать помощь, попавшим в трудную ситуацию.
-продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Методы: игровой, словесный, наглядный
Приемы: вопросы к детям, диалог со сказочными героями, рассматривание, самостоятельная работа детей, появление героя, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: макет яблони, красные и зеленые яблоки, ткань для речки, избушка Бабы Яги, ковер самолет с накладными геометрическими фигурками, костюм Бабы Яги, кукла Аленушки и Вани, коробочка с двойным дном для появления ковра.
Раздаточный материал: заплатки для ковра-самолета (геометрические фигуры), полочки из картона, сладости, доски для моста узкие и широкие.
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие
(Дети входят и становятся в круг.)
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдём направо
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнем
И играть сейчас пойдём.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь.
(Дети садятся на коврик)
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: Какие сказки вы любите?
Воспитатель: Хотите побывать в сказке? А какие волшебные средства передвижения вы знаете?
Дети: метла, ковер-самолет.
Воспитатель: Ребята, чтоб ковер самолет появился у нас, для этого у меня есть волшебная коробочка? (показываю детям)
Воспитатель: (говорит волшебные слова) Волшебная коробочка крутись, ковер самолет детям покажись! (ничего не появляется открываем одну из крышку на коробке (короб пуст. Еще раз произносим волшебные слова: Волшебная коробочка крутись, ковер самолет детям покажись! (открывается коробочка и там ковер самолет.) Посмотрите, ковер-самолет. Хотите отправится на нём в сказку? (Воспитатель расстилает ковер-самолет.)
Дети: Вот это да! (рассматривают)
Воспитатель: Много ребят он уже в сказку переместил, боюсь, что он не взлетит.
Воспитатель: Что же нам теперь делать?
Дети: Зашить, починить, залатать
Воспитатель: Правильно, ребята! А для того чтобы его залатать у меня есть вот такие красивые разноцветные заплатки. На что они похожи?
Дети: На геометрические фигуры!
Воспитатель: Правильно! А теперь берем по одной заплатке и накладываем на ковер- самолет
(Дети разбирают заплатки и заделывают дыры. воспитатель спрашивает у каждого ребенка в форме какой геометрической фигуры ему досталась заплатка.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, хорошо получилось? Ну вот теперь наш ковер-самолет обязательно взлетит!
А теперь, друзья, все на борт. Присаживаемся, закройте глаза, и мы полетели.
Воспитатель: Приготовились наш ковер- самолет взлетает.
Раз, два, три, четыре, пять (включаем аудиозапись звук самолета)
На ковре будем летать!
В сказку с вами прилетим
И немного погостим!
Воспитатель: Ну вот, мы и приземлились. Посмотрите, что изменилось? Ребята, посмотрите вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Не знаете? (если догадаются загадка не нужна.)
Воспитатель: Ребята, Отгадайте загадку, и вы все узнаете.
У девочки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: «Гуси –лебеди»
Воспитатель:
Посмотрите, кто это нас встречает? Это же Маша. (кукла)
Здравствуй, девочка. А почему ты такая грустная? (дети делают предположения почему такая грустная)
Воспитатель: Ребята, поможем Машеньке найти её братца Ванюшку?
(Дети соглашаются помочь Маше)
Воспитатель: Ну тогда мы отправляемся на поиски Ванюши.
(Дети вместе с воспитателем отправляются в путь.)
На пути стоит яблонька.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за дерево?
Дети: Яблоня.
Воспитатель: Давайте спросим у яблони, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель и дети: «Яблонька, яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: «Скажу, но только сначала вы мне помогите. Баба-яга все яблоки перепутала. И я теперь не знаю, сколько у меня красных яблок, а сколько зеленых.
(Дети считают, уравнивают до 5).
Дети: 5 красных и 4 зеленых.
Воспитатель: Каких яблок больше?
Дети: красных яблок больше.
Воспитатель: Каких яблок меньше?
Дети: зеленых яблок меньше.
Воспитатель: Правильно ли выполнили дети твое задание, Яблонька?
Яблоня-Воспитатель: Правильно! А Гуси – лебеди полетели направо от меня.
Воспитатель: Что ж, пойдем дальше братца Ванюшку искать, из беды выручать. (Дети идут направо)
(Дети отправляются дальше и на пути у них речка.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы пришли к речке. Давайте у речке спросим куда Гуси-лебеди полетели?
Воспитатель и дети: Речка, речка скажи пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?
Речка: Помогите мне мост построить, скажу.
Воспитатель: Ребята, поможем речке?
Воспитатель: А из чего можно построить мост?
Дети: Из досок.
Воспитатель: Ребята, речке то здесь две. Какие?
Дети: широкая и узкая.
Воспитатель: Нам нужно на широкой реке построить мост из широких досок, а на узкой построить мост из узких досок.
Воспитатель: ребята, как узнать какая доска узкая, а какая широкая?
Дети: одну положить на другую (сравнить)
Воспитатель: А теперь выбираем доски нужного размера для каждой речки и строим мост.
(после завершения постройки моста, «перебираемся» через речку)
Речка: Спасибо вам, ребята. Я вам скажу, что видела, куда Гуси – лебеди полетели, налево, идите никуда не сворачивайте.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, гуси лебеди летят, давайте помашем руками как крыльями, они нас не заметят.
Игра-имитация
Гуси летят, крыльями машут
Прогнулись над водой,
Качают головой,
Прямо и гордо умеют держатся,
Тихо на воду садятся.
Воспитатель: ой ребята, Гуси-лебеди нас не увидели пролетели мимо.
Воспитатель: Идем дальше братца искать. Смотрите дом Бабы Яги. Но будьте осторожны, она как раз сейчас дома с Ванюшкой
Дети подходят к домику, стучатся. Выходит, Баба Яга.
Баба-яга: Кто такие? Чего расшумелись?
Дети: Мы ребята, пришли за Ванюшей! Отпусти его, пожалуйста, пока мама с папой не приехали.
Баба Яга: Ух, какие хитренькие! Ладно, отдам если вы справитесь с моим заданием.
(Дети садятся за столы, передними полочки и сладости)
Баба Яга: помогите разложить мне мои запасы на полки, а то самой никак не получается.
На верхнюю полку положите 3 конфеты
На нижнюю полку положите 4 мухомора
На правую полку положите 2 мороженого
На левую полку положите 1 бублик
(Дети выполняют задание)
Баба Яга: Вот это да! Справились заданием! Так уж и быть отдам вам Ванюшку!
Дети забирают Ванюшку и благодарят Бабу Ягу.
Дети и воспитатель: Возвращают Ванюшу Машеньке и прощаются с ребятами.
До свидания!
Воспитатель: Ну что, ребята, пришло время прощаться со сказкой.
Воспитатель: Проходите на ковер-самолет. Возвращаемся обратно в детский сад.
Воспитатель:
Наш ковер летит и мчится
Точно сказочная птица
Облетает все вокруг
И присядем дружно в круг.
Встанем улыбнемся
В детский сад вернемся.
Вот мы вернулись обратно в детский сад.
Воспитатель:
Ребята, в какой сказке мы с вами побывали?
Каких героев повстречали?
Как помогли героям сказки?
Ребята, скажите, а если у вас мама ушла в магазин и оставила вас одних дома, вы уйдете из дома без мамы?
Правильно ребята, без мамы с папой никуда одним уходить нельзя.!!!
Воспитатель Тишова Анна Николаевна